Первый черноморский пароход задымил в Херсоне
Знойным июльским днем 1827 года, когда солнце начало клониться к западу, херсонцы, которые, спасаясь от жары, находились на городской пристани, увидели такое, что вызвало всеобщее удивление
По глади Днепра к Херсону двигалось судно против течения и без парусов! Это был первый пассажирский пароход на Черном море, паровая машина которого задымила в Херсоне.
А дело было так.
Судно, о котором пойдет речь ниже, вовсе не проектировалось как пароход. Его строительство началось в первой половине 1821 года в местечке Мошны, ранее входившем в Черкасский уезд Киевской губернии и полученном во владение князем Михаилом Воронцовым после его женитьбы. Искусственные водоемы этого городка соединялись с Днепром специально прорытым каналом. Поэтому судно было задумано как яхта для семейных развлечений всемогущего губернатора. Строили яхту корабелы Херсонского адмиралтейства, присланные в Мошны адмиралом Алексеем Грейгом, который был Главным командиром Черноморского флота и портов. Однажды князь Воронцов прочитал в журнале «Сын отечества» заметку, что петербургская знать увлечена прогулками по Неве на «стимботах» – так именовались первые паровые суда. Князь, выложив хорошую сумму, заказывает у петербургского заводчика Берда паровой двигатель мощностью 30 лошадиных сил и устанавливает его на свою яхту. Первый рейс на ней Воронцов совершил по Днепру в навигацию 1823 года, после чего два года яхта простояла на приколе. В 1825 году Воронцов просит адмирала Грейга оказать содействие в транспортировке судна в Херсон и передаче его в Морское ведомство. Именно здесь пароход регистрируют под именем «Надежда» с такой характеристикой: водоизмещение 111 т, длина 19,8 м, ширина 4,9 м, осадка 3,8 м. Парусное вооружение не было убрано, а лишь сокращено на случай выхода из строя парового двигателя.
К этому времени пароходы начали вытеснять парусные суда. На всех крупных реках европейской части Российской империи уже раздавались гудки пароходов, а клубы дыма их труб окутывали пристани. Честолюбивый Новороссийский генерал-губернатор князь Воронцов решил вывести их в открытое море. «Одесский вестник» в номере от 6 июля 1827 года писал: «Спешим уведомить наших читателей об учреждении сообщения морем между Одессой и Херсоном. В прошедший понедельник 4 июля в 10 часов утра пароходное судно “Надежда” под командованием штурмана 9-го класса Червякова пустилось в первый раз в такой путь из нашей гавани. Оно будет перевозить пассажиров из Одессы в Херсон, на обратном пути тоже брать попутчиков и сверх того тянуть плоты, лодки и другие суда, идущие из Херсона в Одессу». Далее сообщалось, что для пассажиров на судне оборудованы две «весьма спокойные комнаты» – одна с четырьмя кроватями для женщин, другая с восемью – для мужчин, места в которых стоят по 15 руб. Проезд на палубе составлял 3 руб. Дорожные вещи пассажиры могли перевозить бесплатно, а вот за «товары и тяжести» они платили по 20 коп. с пуда. Уже тогда всем пассажирам вменялось в обязанности строгое выполнение «полицейских и таможенных мер».
«Надежда», пройдя 70 морских миль за 27 часов, прибыла в Херсон к вечеру 5 июля, где простояла три дня. Взяв затем на борт четырех пассажиров и на буксир груженую лодку, она отправилась в Николаев, а оттуда в Одессу с пятью пассажирами и грузом железа в 400 пудов. С того рейса «Надежда» начала осуществлять еженедельные рейсы Одесса – Херсон. Несмотря на то, что путь первого парохода пролегал в основном по Днепровскому лиману, почти полностью отгороженному от моря косой, больше одной навигации «Надежда», построенная как речной пароход, проработать на этой линии не смогла. Уже в начале 1828 года из-за течи корпуса ее поставили в док Херсонского адмиралтейства, специалисты которого признали, что «Надежда» в дальнейшем может ходить только по реке. Недостаток в паровых судах сказался во время русско-турецкой войны 1828–1829 годов «Надежду» срочно отремонтировали и передали в состав Дунайской флотилии, где она вместе с другим пароходом «Лиман» использовалась для перевозки раненых солдат.
Очередной осмотр в 1833 году всех паровых судов, входящих в состав Черноморского флота, показал, что корпус «Надежды», сделанный из соснового леса, пришел в негодность, котел прогорел, а паровая машина требует капитального ремонта. 15 февраля 1834 года «Надежде» был вынесен приговор: к дальнейшей службе пароход не пригоден.
Позднее пароходное сообщение Херсон – Одесса будет возрождено, но первопроходцем этой линии в истории останется «Надежда».