Хроника автобусного движения в Херсоне




Сегодня на маршрутках можно добраться в любой район Херсона. При этом ходят они по определенному графику, так что ожидать долго на остановках не приходится. Без малого 10 лет назад в упорной конкурентной борьбе частный извоз почти полностью вытеснил с улиц автобусный парк коммунальных перевозчиков. Таким образом массовое государственное автобусное движение в Херсоне, просуществовавшее 70 лет, прекратилось. А начиналось все так

 

Накануне Первой мировой войны местная газета «ЮГъ» писала: «Автомобильное сообщение. В Городскую управу поступило заявление от поверенного инженера Павловского - господина М. И. Пешбека о том, что он предполагает поставить для пассажирского движения по г. Херсону 5 автомобилей, из которых два - 40 и 36-местные, которые будут обслуживать районы Военного форштадта, порт, центр города и вокзал. В каждом автомобиле два класса. Плата будет взиматься следующая: I кл. - 15 коп., II кл. - 10 коп. за конец. Время открытия движения зависит от разрешения Городской думы. Автомобили будут на манер курсирующих в Берлине автобусов - двухэтажные, причем I класс будет находиться внизу, а второй наверху».

Мировая война, последовавшие за ней октябрьский переворот и гражданская война сдвинули начало автобусного движения в Херсоне более чем на десять лет.

Автобус "ЯЗ"23 июля 1926 года на пленуме Херсонского городского совета депутаты рассмотрели вопрос об организации автобусного движения в городе. На выделенные денежные средства отремонтировали проезжую часть улиц будущих маршрутов автобусов, заказали изготовление билетов на проезд. Договор на приобретение автобусов был заключен с московским автотрестом. 29 сентября 1927 года газета «Рабочий» сообщала: «Вчера из Москвы в Херсон прибыли три автобуса марки "ЯЗ", построенные на заводах "Автопромторга" из советских материалов. Испытания автобусов в Москве и Херсоне дали хорошие результаты».

В салоне машины могли сидеть 22 пассажира. Стоять по инструкции разрешалось не более шести человекам. Каждый автобус обошелся городу в 26,5 тысячи рублей. График движения автобуса был таким: с 6 до 7 часов утра перевозили только рабочих, а после 7 часов и до 10 вечера и в праздничные дни с 8 утра до 24:00 - всех желающих по маршрутам, утвержденным горисполкомом. Направления движения автобусов были следующие: первая линия - с Военного форштадта через центр города до Фан-Юнговского моста (Сухарное); вторая линия - с Александровской площади (Забалка) через центр города и порт до железнодорожного вокзала и завода имени Петровского; третья линия - с Зеленого базара (порт) до вокзала и завода имени Петровского. Регулярная перевозка пассажиров началась 30 сентября 1927 года. В 1928 году был составлен пятилетний план развития автобусного движения в Херсоне. В 1929 году автобусный парк города насчитывал уже 5 автобусов и 10 водителей.

Автобусы Ярославского автозавода «ЯЗ» проработали в Херсоне до 1933 года. На смену им пришли «Форды», а в 1934 году автобусы «ЗиС-8». До июня 1941 года все транспортники города были объединены в коммунальное гужевое транспортное хозяйство. В 1944 году была организована транспортная контора, которая находилась по улице Маяковского (район ЦУМа). 1946 год ознаменовался поступлением автобусов «ГАЗ-651», которые заменили устаревшие «ГАЗ-ММ» и «АМО». В 1950-е годы происходила замена подвижного состава: уходили в историю «ЗиС-8» и «ГАЗ-651». На смену им на маршруты выходили новые «ЛАЗ-695» и «ЛАЗ-697». Цена билета составляла 5 копеек от остановки до остановки, в салоне автобуса работал кондуктор.

В 1961 году в городском автобусном парке насчитывалось 75 единиц подвижного состава. График работы автобуса был привязан к рабочим сменам предприятий Херсона, транспорт работал в две смены: с 4:30 утра до 2:30 ночи. Государственные номерные знаки херсонских автобусов имели серии ТЭ, ФШ, ЩЩ и были выполнены на желтом фоне.

ЛАЗ 695Через год, в 1962-м, внедрили бескондукторную систему оплаты проезда. Стоимость билета осталась 5 копеек, и он давал право на проезд от начальной до конечной остановки и наоборот. Херсонский автобусный парк пополнился 8 новыми машинами марки «ПАЗ-652» производства автомобильного завода города Павлово. Это были автобусы вагонного типа вместимостью 40 пассажиров. Четыре новых автобуса вышли на городские маршруты, еще четыре работали на пригородных линиях. В Херсоне тогда действовало 14 автобусных маршрутов, большая часть которых брала свое начало от Театральной площади, где находился единственный в городе диспетчерский пункт.

Действовали два междугородних маршрута, которые формировались в Херсоне: Херсон-Одесса и Херсон-Симферополь. Автобусы отправлялись от автовокзала междугородних сообщений, располагавшегося по проспекту Ушакова, 70а. Автовокзал находился рядом с железнодорожным вокзалом, что создавало ряд удобств транзитным пассажирам. В наши дни в нем размещены офисы туристичеких фирм и СТО.

В 1971 году на баланс АТП-21021 поступили новые автобусы производства Ликинского автобусного завода (Московская область) - «ЛиАЗ-677». Более совершенные и более удобные, чем их предшественники ЛАЗы, ЛиАЗы интенсивно пополняли парк - по 5-10 автобусов в год. Изменения коснулись и маршрутов: добавились новые, изменились старые. Маршрут № 22, к примеру, связал водные и воздушные ворота города: автобус шел из Речпорта до Аэродрома, который находился тогда на месте нынешних третьего и четвертого Таврических микрорайонов.

В 1976 году на городские маршруты впервые вышли новые венгерские автобусы «Икарус-280», в народе называемые «гармошками». Вначале было всего 6 машин, в следующем году поступило еще столько же. Так в Херсоне началась эра «Икаруса». 1978 год ознаменовался приходом еще трех «гармошек», вместе с ними поступило 5 коротких «Икарусов-260».

Спустя 8 лет АТП-21021 обслуживало и городские маршруты, и междугородние. Поступавшие на его баланс новые автобусы уже не помещались на территории предприятия. И в 1987-м произошло разделение на городской автопарк (АТП-16528) и междугородний (АТП-16527).

10 лет назад на базе АТП-16528 было создано коммунальное предприятие «Херсонкоммунтранссервис». На его балансе находилось 270 единиц подвижного состава автобусов «Икарус-260», «Икарус-280» и «ЛиАЗ-677». Автопарк монопольно обслуживал все городские автобусные маршруты Херсона до появления частных автопредприятий.

 

 




 

Скороход Александр Николаевич Сухопаров Сергей Михайлович