Днепровские морские акаты




В реестрах о спущенных кораблях в Херсонском адмиралтействе среди таких известных типов, как линкор, фрегат, бриг, корвет, галера, канонерка, брандер, флашкоут, промелькнуло и мало кому известное сегодня «акат»

 

Оказалось, что два корабля этого типа (ранга) были построены по указанию князя Григория Потемкина. Не секрет, что светлейший был поклонником всего греческого, включая античность. В брошюре «Названия древних мореходных судов греческих», изданной по инициативе князя, значится: «Акатион – небольшое судно при кораблях, находящееся для разных посылок».

Для справки.

Интересно происхождение слова «акат». Есть несколько версий: «акация» – двухмачтовое древнеримское судно; «акатиум» – лодка, которую во времена античности использовали морские разбойники; «акатион» или «акацион» – грот-мачта на грекоримских античных судах. Поднимавшийся на главной мачте парус напоминал дерево акации. Возможно, такие суда затем стали называть акатионами, а по-русски – акатами.

Воссоздать внешний вид и конструкцию акатов удалось по сохранившимся документам. Чертежи «удостоверены» подписью корабельного мастера Александра Катасонова. К сожалению, на них нет подписи автора проекта. Но из письма Потемкина к главному строителю кораблей в Херсоне Михаилу Фалееву следует, что им был корабельный мастер, обер-интендант Черноморского флота Семен Афанасьев. Заложили акаты осенью 1790 года. Потемкин как главнокомандующий флотом назначил строителем акатов корабельного подмастерья капитана А. П. Соколова. В другом документе князь Потемкин предписывал поручить строить суда греческому мастеру, причем не на обычных стапелях, а на «столбах». Можно предположить, что акаты строил безымянный грек, а Соколов осуществлял общее руководство и надзор. Спустили на воду два корабля подобного ранга ориентировочно в 1791 году.

Техническая характеристика аката.

Длина – 29 м, ширина – 7,96 м, глубина (высота от трюма до палубы) – 3,37 м. Артиллерийское вооружение – «…на носу передовых гаубиц 3-пудовых две, боковых полукартаульных единорогов 10, на юте и боке 8-фунтовых единорогов 6». Для абордажных действий на акате находились сто мушкетеров, шесть офицеров, восемь унтер-офицеров и барабанщиков.

Херсонские акаты вошли в состав Черноморской эскадры Федора Ушакова, участвовали в его Средиземноморской экспедиции, показав себя боеспособными и прочными кораблями. О дальнейшей судьбе акатов известно, что «службу» на флоте они закончили портовыми судами в Севастополе. Последние данные о них датируются 1805 годом. Эти оригинальные по типу и конструкции корабли никогда больше не строились ни в русском, ни других флотах.

Р. S. В запасниках Петербургского Военно-морского музея хранятся чертежи акатов. На каждом листе в нижнем правом углу есть надпись: «Копирован при Черноморском корабельной архитектуры училище декабря 14-го дня 1799 года в Херсоне». Все они заверены подписью корабельного мастера, впоследствии инспектора кораблестроительной части Черноморского флота Михаила Суровцева.




 

Скороход Александр Николаевич Сухопаров Сергей Михайлович