Светская жизнь Херсона (по воспоминаниям его жителей)
В последние годы в местных СМИ часто появляются статьи, посвящённые культурной жизни дореволюционного Херсона. Мы не будем пересматривать уже известные факты по данной теме, а лишь посмотрим на прошлое города сквозь призму воспоминаний его жителей. В частности, уделим внимание светской жизни
Одним из первых полных описаний нашего города является книга «Поездка в Южную Россию. Очерки Днепра» Александра Афанасьева-Чужбинского. В своих записках, увидевших свет в 1861 году в Санкт-Петербурге, он даёт четкие описания населенных пунктов, быта и обычаев населения. Вот как он описывает любимое развлечение жителей нашего города середины XIX века: «К одному из летних развлечений Херсона относится ожидание по вторникам парохода из Одессы. К 5 часам вечера огромная толпа всех слоев и возрастов собирается на пароходной пристани, и каждый выглядывает черный дым над Потемкинским островом, радуясь при этом, как ребёнок». Далее он описывает, как был свидетелем встречи с жителями города генерал-губернатора, из чего мы можем сделать вывод о том, что методы работы городских чиновников нисколько не изменились за 150 лет. «С утра Херсон оживился, то есть на улицах, которые ведут от пароходной пристани к резиденции губернатора, полиция разгоняла простых херсонцев, незнающих о запрете идти в это время по этим улицам. Вечером, когда приехал генерал-губернатор, его встречали одни веселые лица и порядочная публика: улицы были подметены безупречно, даже некоторые заборы были подбелены, так что часть города на целые сутки приняла пристойный вид и свидетельствовала о неусыпной бдительности местной власти. На бульваре собралась огромная толпа, и местный оркестр заиграл марш…» После всего увиденного Афанасьев-Чужбинский сделал вывод, что Херсон не представляет собой практически никакого интереса.
Куда интереснее взгляд на светскую жизнь местного жителя, который вырос в интеллигентной семье и был в гуще всех светских событий конца XIX — начала ХХ веков, — Иосифа Наумовича Векслера. В своей рукописной книге-очерке «Херсон и его жители» вопросам культурной жизни города он уделяет большое внимание. Как же и чем жили люди в Херсоне?
«Некоторые представители крупной и средней буржуазии по вечерам собирались в городском клубе (Городское собрание, нынче Дом культуры судостроителей по улице Ленина, 7. — Прим. авт.). Там проводили время за игрой в карты. Была определенная группа людей, которая систематически, ежевечерно отправлялась в клуб для игры в карты. Играли в азартные игры на деньги. Можно было либо выиграть несколько тысяч рублей, либо проиграть. Чаще всего проигрывали.
Постоянным посетителем был нотариус Куликовский, аристократ. Его нотариальная контора находилась на углу Суворовской и Потемкинской (нынче улица Карла Маркса. — Прим. авт.) улиц. Он выигрывал или проигрывал большие суммы. Была мадам Роговская, жена полицмейстера, ярая картёжница.
Приходится только удивляться, где у людей хватало сил ежедневно или правильнее ежевечерно просиживать за картами до 3-5 часов утра. Были люди, которые делали из картежной игры профессию. Был некий Шур, человек, больной туберкулезом. Семья его жила из того, что он играл в карты.
Городской клуб, городское собрание использовали для больших балов, концертов приезжающих артистов. Тут выступала Вяльцева, знаменитая исполнительница цыганских романсов. Она поражала публику своим исполнением и своими нарядами, вся была усыпана бриллиантами. Тут проводил лекцию на антирелигиозную тему Петров, бывший священник. В те годы такая лекция была сенсацией. Читать такую лекцию с критикой духовного ведомства было смелостью.
Был ещё другой клуб — «Общество Помощь» общества приказчиков по Торговому переулку, напротив Херсонской общественной библиотеки (нынешний Городской рагс. — Прим. авт.). В этом клубе тоже играли в карты, в азартные игры. Там игра велась с элементами мошенничества, садились играть компанией — с целью обыграть партнера, и многие сильно пострадали от этой карточной игры в этом клубе. В конце в выигрыше всегда оставалось правление клуба, которое получало от игры известный процент и, имея большие средства, которые скопились от взносов от карточной игры, начали строить большое здание нового клуба по Витовской улице (нынче улица Горького. — Прим. авт.). Но с началом войны в 1914 году строительство нового клуба прекратилось, и недостроенное здание долго стояло в таком виде».
Кроме клубных развлечений и карт, были и более интересные виды отдыха, в которых автор воспоминаний принимал непосредственное участие.
«Были в Херсоне любители культурных развлечений. Была группа любителей музыки. Это люди из буржуазного общества. Собирались и играли в квартеты, проводили время культурно, тихо. Собирались каждую субботу, часов в 6 вечера, и играли до 12 часов ночи с перерывом на ужин. Первую скрипку играл Василий Дмитриевич Сербинов. Он был членом Губернской земской управы. Вторую скрипку играл прокурор Ельчанинов, или Крос. Последний был председателем общества элеваторов. Сам Крос был бывшим морским офицером у генерала Небогатого. После Цусимы, где русская эскадра была разбита, Крос вышел в отставку и поселился в Херсоне. Занимал он квартиру по Говардовской улице, против парка, в доме лютеранского общества, рядом с кирхой (район бывшего магазина «Тавричанка» на проспекте Ушакова. — Прим. авт.)».
Бывал на этих квартетных вечерах популярный учитель музыки на фортепиано Мюллер. Все приходили с женами, так что собиралось большое общество. Мюллер был прекрасным пианистом и хорошим музыкантом. Он приехал давно из Германии и поселился в Херсоне. Он считался лучшим педагогом и давал уроки музыки во всех высокопоставленных и аристократических домах.
Когда началась война в 1914 году, и все немцы, проживавшие в России, были взяты под подозрение как потенциальные шпионы, Мюллера должны были выселить. Но так как он имел связь со всеми власть имущими, то он долго задерживался, но в конце концов его всё же выселили в Ташкент. Позже, после войны, Мюллер с семьей переехал в Дюссельдорф и занял пост директора Дюссельдорфской консерватории».
Конечно, это были не все места сбора светского общества в Херсоне. В 1889 году был построен городской театр на 900 мест, репертуар которого был весьма солидным. В 1903 году возвели здание Городской аудитории, в которой проходили культурно-просветительские вечера. Там обычно играла Украинская труппа — её называли малороссийской. Были в Херсоне ещё небольшие театры: на Военном Форштадте и в городе — театр и клуб общества «Опора». Там играли любители, ставили чаще всего украинские пьесы. Посещали эти маленькие театры рабочие с их семьями… В свое время Общественная городская библиотека была местом для собраний херсонской интеллектуальной элиты, периодически в библиотеке устраивали литературные вечера. Выступал там известный в Российской империи чтец Александр Закушняк.
Еще один «летописец Херсона» — С. И. Кривошеин — в своих воспоминаниях «Из прожитого и пережитого» больше внимания уделяет району «Сухарка», где он проживал. Он делает акцент на том, что развлечения у рабочего района были своими. Главным местом отдыха на «Сухарке» долгое время был сад «Отрада», в народе просто Юркин сад (по имени владельца Юрия Лубенко). Расположен он был на территории, занимаемой ныне аграрным университетом. Внутри сада были аллейки, различные аттракционы: качели, лодочки, карусели, гигантские шаги и прочее. Рядом с прудом — небольшой летний театр-эстрада.
Через дорогу, с южной стороны, до самой балки расположен был сад Витензона, аналогичного назначения, только значительно меньший по размерам. В этом саду был построен большой кирпичный сарай, приспособленный под театр.
В садах летом устраивали народные гуляния, на которые съезжалась публика со всего города. Вход был платным, а размеры платы, надо полагать, не всегда были по карману «сухарницким». На подмостках театра «Отрады» выступали разные бродячие труппы. Выступали тут и корифеи украинского театра, не пользовавшиеся признательностью властей, а поэтому не имевшие своего постоянного помещения. Было на Сухарке еще одно увеселительное заведение — Казенный Сад (район нынешнего областного лицея). По праздничным и воскресным дням там проходили массовые гуляния, на которые собиралось множество народа со всего города. На террасе в такие дни играл оркестр в Екатерининской роще и в парке, с восточной стороны разбросаны были буфеты, лотки, подвижные тележки с мороженым. В парке, огороженном стенами, собиралась городская элита. За пределами стен — все остальные.
Конечно, это неполный перечень очагов культуры и неполное описание светской жизни Херсона, а лишь попытка ознакомить читателей с воспоминаниями жителей Херсона XIX-ХХ веков.