Как Херсонщина творческий отчет держала




Тогда, в 1964 году, это был первый, пожалуй, самый ответственный творческий экзамен в честь юбилея Тараса Григорьевича Шевченко

 

ПРОГРАММКА ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА

На днях, перебирая свой домашний архив, обнаружил «Програму заключного концерту обласного огляду-конкурсу сільської художньої самодіяльності Херсонської області. Березень. 1964 рік». Концерт был посвящен 150-летию со дня рождения Тараса Шевченко.

На протяжении года на Херсонщине в клубных и библиотечных учреждениях проводили тематические вечера, читательские конференции, книжные выставки. Все это переплеталось с выступлениями коллективов художественной самодеятельности, которые боролись за путёвку на областной смотр-конкурс. Характерной особенностью предстоящего смотра-конкурса было то, что в нем должны были участвовать исключительно сельские коллективы.

На эти мероприятия было брошено всё: культфонды колхозов и совхозов, бюджетные ассигнования, а главное - внимание партийных, комсомольских, профсоюзных организаций. Именно на них возлагали в этом мероприятии особую ответственность за максимально возможное участие сел. поселков, райцентров. За время этой кампании материально-техническая база учреждений культуры существенно обогатилась. Ремонтировали клубы, библиотеки, приобретали музыкальные инструменты, изготавливали сценические костюмы, реквизит. Неделями ведущие специалисты всех жанров художественной самодеятельности Херсона, методисты областного Дома народного творчества «пропадали» в сельских районах, оказывая практическую помощь сельским творческим коллективам. Итогом всей этой работы должен был стать заключительный концерт в областном центре.

Три дня в облмуздрамтеатре проходил смотр-конкурс направленных из районов творческих коллективов, отдельных исполнителей. задачей которого был отбор самых ярких, талантливых исполнителей для участия в 2-часовом заключительном концерте. Из приехавших в Херсон 2000 самодеятельных артистов в заключительном концерте участвовали около 500 человек: один обьединенный оркестр народных инструментов (руководил им Николай Могилевский), 3 хоровых и 5 танцевальных коллективов, 6 вокальных ансамблей, 9 солистов-вокалистов, 4 чтеца и 2 исполнителя оригинального (циркового) жанра. Репертуар, конечно же, преобладал украинский. Над оформлением сцены, менявшимся за концерт много раз, с неимоверной изобретательностью поработал главный художник театра Виктор Балаш.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

Программу заключительного областного концерта компоновал и отрабатывал главный режиссер облмуздрамтеатра Николай Равицкий, заслуженный артист УССР. На генеральной репетиции присутствовали и давали «указания» секретарь обкома партии по идеологии Иван Рой и первый секретарь обкома ЛКСМУ Сергей Буров со своими «свитами». Накануне заключительного концерта из Киева в Херсон прибыло жюри - творческая группа Министерства культуры республики во главе с Анатолием Ситенковым. Он же - начальник Главного управления клубных учреждений Министерства, человек жесткий, непредсказуемый. Нас, руководителей культуры области (я работал директором областного Дома народного творчества), Ситенков предупредил сразу: в работу их творческой группы не вмешиваться, никаких просьб и рекомендаций не давать. Отбирать «на Киев» они будут сами. Ваше, дескать, дело -сидеть за нашими спинами: возможно, возникнет необходимость в какой-то справке, уточнении.

«Русская кадриль». В 1960-е годы на сцене особенно ярко блистал танцевальный коллектив Генического районного Дома культуры под руководством Василия Добут-Оглы. Октябрь, 1963 г.
«Русская кадриль». В 1960-е годы на сцене особенно ярко блистал танцевальный коллектив Генического районного Дома культуры под руководством Василия Добут-Оглы. Октябрь, 1963 г.

И вот наступил вечер заключительного концерта. Попасть в облмуздрамтеатр было трудно. Уже за полчаса до начала зрительный зал театра, что называется, трещал по швам. Прямую трансляцию концерта поручили херсонскому телевидению. И тут мы столкнулись с несовершенством, примитивностью телевидения того времени. Концерт должны были передавать из театра, а открывать, точнее анонсировать его жителям области мне предстояло со студии телевидения по улице Перекопской.

За 15 минут до начала концерта, весь взмыленный и издерганный, я «влетел» на телестудию. Меня усадили за какой-то столик с микрофоном и тут же на меня наехала телекамера с устрашающе поблескивающим «глазом».

- Вы в эфире! - звучит чей-то голос. - Говорите!

О чем я говорил, не то что сейчас, но уже выходя из телестудии не помнил. «Все получилось замечательно!» - говорили телевизионщики на прощание. Все мысли мои были в театре, где свыше 800 зрителей, 500 участников концерта, и, наконец, чего греха таить, -все начальство области, не говоря уже о гостях-киевлянах, которые наверняка давали оценку нашей работе.

...Через 10-15 минут я с трудом пробирался по уже притемненному зрительному залу театра. На сцене разворачивалось действо. Блестяще выступили хоровые коллективы Каховки, Геническа, вокальные ансамбли Скадовска, Верхнего Рогачика, колхоза «Світанок» Великоалександровского района. А танцевальные коллективы винсовхоза имени Ленина Бериславского района, Каховки, Геническа буквально утонули в аплодисментах.

После концерта киевские «ценители» закрылись в кабинете директора театра. Мы, члены оргкомитета, и примкнувшие к нам ответственные работники обкома партии и облисполкома с волнением ожидали их «приговора». Кстати, Антон Самойлович Кочубей, первый секретарь обкома, уходя домой, так и не дождавшись их решения, попросил: «Позвоните мне домой - кого же они отобрали?»

И вскоре нам объявили: в Киев едут женский вокальный ансамбль из Верхнего Рогачика (худрук Федор Савчук), мужское вокальное трио из Скадовска. солисты-вокалисты Григорий Стадник, Валентин Каминин, Светлана Приходченко и Евгений Квитко.

- И это всё! - не сговариваясь, зароптали мы.

- А что вы хотите! - осадил нас Ситенков. - В Украине 25 областей. По одному номеру от каждой - уже достаточно для полуторачасового правительственного концерта. Он строго регламентирован! Даже тем. кого мы отобрали, в Киеве предстоит не один жесткий отборочный тур.

И мы. конечно, притихли...

 

И ВОТ МЫ В КИЕВЕ

Наша творческая делегация состояла из 28 человек. Возглавлял ее начальник сельского облуправления культуры Георгий Пахомов. Октябрьский Дворец культуры напоминал многоголосый улей. Все залы, комнаты были оккупированы участниками отобранных из областей самодеятельными коллективами. Смотр-конкурс проводился по жанрам в разных залах. Большие оркестры, хоровые и танцевальные коллективы - в Большом зале, ансамбли, квартеты, трио, дуэты, солисты-вокалисты - в Малом зале. Еще были залы для небольших оркестров, инструментальных ансамблей и даже - для чтецов и исполнителей оригинального жанра. Места всем хватало. Октябрьский Дворец культуры был целым городом под единой крышей. Десятки залов, сотни комнат, кабинетов, служебных помещений. Главный - Большой зал на 3000 мест - до сих пор обладает такой акустикой, какую не смогли создать ни в одном киевском зале.

На смотре впервые «засветился» ансамбль Херсонского культпросветучилища «Тавричанка». Его состав менялся через каждые четыре года. А вот мастерство, популярность, успеху зрителей все нарастали. Херсон, 1984 г.
На смотре впервые «засветился» ансамбль Херсонского культпросветучилища «Тавричанка». Его состав менялся через каждые четыре года. А вот мастерство, популярность, успеху зрителей все нарастали. Херсон, 1984 г.

Первый день мы посвятили Большому залу. Именно здесь четко и ясно просматривалась вся сельская творческая Украина, собрались все руководители областных управлений культуры. Несколько раз к нам «нырял» министр культуры Ростислав Бабийчук с неизменным вопросом: «Ну, що тут у нас?..» А его первый заместитель Владимир Легкодух вообще перенес свое рабочее место во Дворец на все эти напряженные дни. В столицу ведь съехались свыше 3000 человек!

А на главной сцене Дворца преобладали оркестры, хоры, танцевальные коллективы из Западной Украины. Мощные по составу, в ярких гуцульского стиля сценических костюмах, своим высоким исполнительским мастерством они производили потрясающее впечатление.

На второй день мы «засели» в Малом зале. Мы заняли «позицию» за спинами членов жюри малых вокальных форм. Какие личности: Бэлла Руденко, Евгения Мирошниченко, Константин Огневой, Анатолий Мокренко!.. Именно этим светилам, живым легендам выпало оценивать всех «наших». И «наши» не подвели, выступили на достойном уровне. По душе они пришлись членам жюри. Долго «гоняли» вокальный ансамбль из Верхнего Рогачика, мужское трио из Скадовска в составе Ивана Ефименко, Леонида Ноги, Евгения Квитко, солистов Валентина Каминина, Григория Стадника, изучая их репертуар. Но объять необъятное было невозможно. В программу заключительного концерта пригласили только Светлану Приходченко из Скадовска.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОНЦЕРТ

За каких-то полчаса Октябрьский Дворец культуры был заполнен до отказа. Усевшись в Большом зале, зрители посматривали на правую, ближайшую к сцене, правительственную ложу. И вот в ней, поблескивая своей лоснящейся лысой головой, появляется Петр Шелест - первый секретарь ЦК КПУ. За ним - члены Политбюро, правительства, Президиума Верховного Совета.

Степан Турчак - выдающийся дирижер XX века - взмахнул палочкой, и зал вздрогнул от мощной увертюры к концерту в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Укртелерадио. Потом в его сопровождении прозвучал «Реве та стогне Дніпр широкий» в исполнении сводного (300 голосов) хора. А дальше полилась яркая, красочная, наполненная звуками, мелодиями, музыкой, завораживающими движениями исполнителей концертная программа.

По окончании концерта, встав, руководители республики рукоплескали сцене, заполненной всеми (750 человек) его участниками, а потом, развернувшись, огромному 3-ярусному залу, подхватившему их аплодисменты и превратившему в долго не смолкающую овацию.

Выпроводив высоких гостей, к нам, представителям областей, оставшимся в уже опустевшем зале, пришел «наш» министр Ростислав Владимирович Бабийчук. Он явно был взволнован, а глаза искрились удовлетворением.

- Шановні товариші! - Бабийчук всегда говорил с нами только на украинском. - Я дуже вдячний вам за те, що ми сьогодні побачили і почули на сцені цього величного Палацу Свою справу ми зробили. Майже рік Україна відмічала ювілей великого Кобзаря. Наша робота одержала добру оцінку. Але не розслабляйтесь. Попереду у нас Москва і Ленінград!

Действительно, через два дня все участники заключительного концерта поездом отправились в Москву. Поехала и наша Света Приходченко.
В Кремлевском Дворце съездов они дали такой же концерт, как и в Киеве. Никита Хрущев, восседавший в правительственной ложе в вышитой украинской сорочке под светлым пиджаком, как нам рассказывали, отбивал ладони крепче всех:

- Ай да земляки! Вот она - Украина!

После Москвы был Ленинград. И такой же успех.

По окончании всей Шевченковской кампании вышел Указ Президиума Верховного Совета УССР. Десятку сельских творческих коллективов было присвоено звание «самодеятельных Народных». Еще с десяток художественных руководителей, отдельных исполнителей были удостоены званий заслуженных работников культуры, деятелей искусств, артистов УССР. Нашу Светлану Приходченко наградили Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР.

Февраль 2007 год

 

* * *

 

Уже после выхода этого материала в газете «Гривна», меня вдруг осенила назойливая мысль: «Какова же судьба героев этой публикации?..» Оказалось, сделать это было не сложно. Нынешние начальники (вернее было бы сказать - начальницы: ведь культурой на Херсонщине, в основном, правят... женщины!) отделов культуры и туризма райисполкомов (45 лет миновало!) хорошо помнят их, и готовы были предоставить «фактажа» на пару таких же объемов публикаций...

К большому сожалению, время берет свое. Значительно поредели ряды нашего творческого «десанта» в Киев того далекого 1964 года. Давно уже покинул сей мир талантливый баянист и художественный руководитель женского вокального ансамбля Верхнего Рогачика Федор Савчук. Вслед за ним ушла и его обаятельная супруга Любовь Сергеевна, солистка ансамбля. (Кстати, когда в 1977 году я встречался с ней по работе, она пребывала уже в статусе секретаря райкома партии). А вот певческие традиции Савчука живут и поныне. Ансамбль, разумеется, в новом составе, такой же яркий, самобытный, по-прежнему радует зрителей высоким исполнительским мастерством и интересным репертуаром.

Оголилось и мужское вокальное трио Скадовска. Не стало Леонида Ноги, прекрасного солиста веселого, жизнерадостного человека... А вот Евгения Квитко, вскоре после Шевченковского смотра, пригласили в Государственный Академический хор им. Веревки. Был он и солистом Киевской филармонии, получил звание Заслуженный артист Украины. Он часто бывал на Херсонщине. любил отдыхать в Скадовске, выступал с сольными концертами перед земляками. Сейчас на заслуженном отдыхе.

Лет десять тому умер Валентин Каминин, тогдашний инженер Велико-Лепетихской «Сельхозтехники», обладатель чудесного голоса-тенора, нежного, бархатного звучания. Он до последнего дня пел в хоре, солировал.

Тогда, в Киеве, на конкурсном прослушивании Валентин исполнил серенаду Смитта из оперы «Пертская красавица». Член жюри, популярнейший в те годы певец-тенор Константин Огневой, песни в исполнении которого не сходили с радио и телеэфира, развернулся к нам (мы с Георгием Владимировичем Пахомовым сидели за его спиной), спрашивает:

- Неужели он просто инженер «Сельхозтехники», как значится в программке?

- Совершенно верно - подтвердил Пахомов.

А Огневой продолжил:

- Впечатление такое, словно ваш инженер прошел где-то серьезную вокальную школу. Ему бы поступить в консерваторию. Я бы с удовольствием занялся его голосом. Замечательный бы оперный певец получился.

До сих пор, уже подбираясь к 80-летнему возрасту, радует, восхищает своими песнями жителей Голой Пристани и ее гостей (праздников, фестивалей там проводится множество) Григорий Стадник. Помнится, тогда, в Киеве, он покорил и зрителей, и членов жюри песней «Рідне місто» - талантливого самодеятельного поэта и композитора этого уютного городка Николая Тиля (к сожалению уже покойного).

Столько лет миновало, а слова и мелодия этой песни и сейчас трогательно звучат в памяти:

Де б я не був, незалежно від відстані,

Всюди я з гордістю, друзі, скажу:

Я із Херсонщини, з Голої Пристані -

В серці свій край бережу.

Интересный факт: текст «Рідного міста», как своеобразный Гимн городка, народные мастерицы вышили на рушнике, который сегодня украшает Музейный зал Голопристанского Дворца культуры «Сузір'я».

На конкурсе в Киеве прозвучала еще одна песня Николая Тиля -«Вийду в поле» на слова Якименко в замечательном исполнении все того же вокального ансамбля Верхнего Рогачика. Федор Савчук всю душу вложил, чтобы она звучала красиво, раздольно, образно.

В мае 2010 года культработники Голой Пристани планируют провести памятный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения Николая Яковлевича Тиля с приглашением людей близко знавших его, вокальных ансамблей и солистов Херсонщины, которые и поныне исполняют его замечательные песни.

А вот судьба наиболее отличившейся в Киеве солистки Светланы Приходченко осталась загадкой. С трудом удалось узнать: вскоре после Киева она вышла замуж за военного и уехала в Одессу. След ее затерялся.

Да, время - безжалостно. Берет свое без оглядки. А вот в памяти нашей яркие, талантливые люди (то ли - ушедшие, то ли - здравствующие) - живут столько, сколько мы сами осязаем и осмысливаем этот бренный мир.

Сентябрь 2009 года




 

Коршун Владимир Никитенко Сергей