Как дела, туризм херсонский?




О туризме на Херсонщине СМИ писали немало. Оценка его состояния - малоутешительная. Впечатление: туризм, после огромных потерь за годы независимости, застыл на месте. Автор попытался заглянуть «за кулисы» херсонского туризма, разобраться, что произошло с ним, чем он располагает, что ж дет его впереди

 

ЧЕТЫРЕ «КИТА»

Да, именно четыре «кита» успешно занимались этой, пользующейся огромным спросом у населения, работой: «Интурист», «Спутник», Госкомитет по туризму', Украинский совет по туризму и экскурсиям. К концу 80-х годов минувшего столетия они создали мощную материально-техническую базу: гостиницы, турбазы, кемпинги, спецавтобазы, Бюро путешествий и экскурсий. На туризм работали фирменные поезда, самолеты, теплоходы, неисчислимое количество специальных автобусов.

Все это кануло в прошлое. Туризм оскудел, обеднел настолько, насколько обеднела наша страна. Количество предприятий, учреждений, хозяйств туризма и предоставляемых ими услуг сведено до минимума.

Сегодня в Херсоне уже не голос, а «писк» издает бывший молодежный туризм «Спутник», с «потугами» сводят концы с концами (при скромной зарплате своих сотрудников) бывший «Интурист» в фешенебельном «Фрегате» и ЗАО «Херсонтурист» (бывший облсовет по туризму и экскурсиям) в арендованном у ХБК помещении. Нет, не могу т и не вправе туристические организации похвататься своими зримыми экономическими и финансовыми успехами, разнообразием форм и методов своей деятельности. С десяток частных туристических фирм Херсона нескольких крупных райцентров области работают с бывшими «китами» наравне, а то и с большим экономическим эффектом.

 

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА?

Чтобы «пролить свет» на состояние туризма, автор этих строк встретился с председателем ЗАО «Херсон-турист» (как бы не самого весомого и преуспевающего по меркам сегодняшнего дня) Михаилом Гусаром.

- Михаил Иванович, по существу, закончился основной экскурсионно-туристический сезон. Что представляет собой ваша фирма сегодня? Что нашли? Что потеряли за годы независимости? Чем отличается туризм сегодняшний от вчерашнего?

- Наше общество создано в 1991 году на базе бывшего областного Совета по туризму и экскурсиям. Принадлежим мы Украинскому совету межотраслевых профсоюзов в лице ЗАО «Укрпрофтур». К нам относятся тургостиница «Новая Каховка», турбаза «Черномор» в Лазурном, Геническе и Херсонское Бюро путешествий и экскурсий. За годы независимости из номенклатурного списка «Херсонтуриста» исчезли тургостиница «Лилея» и автобаза «Турист» в Херсоне, Новокаховское, Скадовское и Ново-Асканийское Бюро путешествий и экскурсий. Выставлена на продажу турбаза имени Остапа Вишни в селе Крынки Цюрупинского района.

Несмотря на значительные потери, Михаил Гусар в будущее смотрит с оптимизмом. Ноябрь 2004 г.
Несмотря на значительные потери, Михаил Гусар в будущее смотрит с оптимизмом. Ноябрь 2004 г.

Летом у нас занято свыше 300 работающих (в советские времена было свыше 1000 человек. - Прим. авт.) в межсезонье - 100-120 человек (раньше было 350-400 человек. - Прим. авт.).

- Вас не пугают такие потери? Обычно стараются расширяться, ищут новые объемы работы...

- Наши потери вполне объяснимы: новое государство, новые условия. Очень сложный, тяжелый переходный период. В стране исчезли целые отрасли, намертво застыли сотни, тысячи предприятий-гигантов. Это не могло не коснуться и нас. Перед нами остро стояла дилемма: или сохранять существующую сеть учреждений и хозяйств, соответственно и их трудовые коллективы, и... погибнуть как отрасль, или же оставить столько и то. что сможет устоять, выдержать, а после - развиваться. Мы выбрали второй вариант. И не ошиблись. Некоторые учреждения, хозяйства в новых условиях утратили свою целесообразность, или же просто не выдержали конкуренции с частными фирмами. Это как в спорте: побеждает сильнейший. Время такое. К примеру. Ново-Асканийское Бюро путешествий и экскурсий. Ботанический сад в содружестве с зоологическим заповедником создали свое экскурсионное Бюро. Работают с экскурсантами напрямую, то есть у них почти нет накладных, побочных расходов. Мы же, построив в лучшие времена, содержали прекрасное 2-этажное здание Бюро, прилегающую территорию, утопающую в розах, стоянку для автобусов. Стоимость нашего экскурсионного билета оказалась на порядок выше, чем у них. Куда пойдет экскурсант, турист? К ним, конечно. Пришлось Бюро, как убыточное, закрыть, а здание продать.

Скадовское Бюро. Летом оно было «на коне»: полно отдыхающих, вовсю идут экскурсии по городу, в местный музей, на остров Джарылгач... Но уже в сентябре все сворачивается. Опять же - содержание здания Бюро, его работников требуют затрат. Бюро стало убыточным - пришлось закрывать.

- Автобаза «Турист» была одним из самых популярных, престижных транспортных предприятий города. Почему от нее пришлось отказаться ?

- Да. до 1998 года мы содержали свою автобазу - 120 единиц транспорта, в том числе 68 туристических автобусов. Масштабы нашей работы тогда были такие, что нам и этого количества не хватало. 25-30 автобусов дополнительно мы арендовали у автобусного парка. Свой автобусный парк мы обновили в 1985-1990 годах. Строили даже свою автобазу по типовому проекту. И вдруг, со второй половины 1990-х годов, наши, уже постаревшие, изношенные автобусы стати никому не нужны. Поток групп туристов по маршрутам Украины, в страны ближнего и дальнего зарубежья (мы курсировали до Берлина) схлынул, как морская волна, но уже - бесповоротно. Ведь не секрет. 1990-1998 годы - это было время так называемого коммерческого (в народе говорили «торбешного») туризма. Болгария. Румыния, Польша. Венгрия, куда наши туристы (если их так можно назвать) вывозили фактически всё: от электрических лампочек до газовых баллонов, а то и плит, в своём развитии оставили Украину далеко позади. Наши автобусы стали на прикол. У частных фирм и предпринимателей появились «Манны», «Мерседесы», «Вольво», «Скании». Чтобы обзавестись хоть парочкой таковых, нам бы не хватило реализации всего нашего устаревшего автобусного парка. Уже ставшие редкими группы туристов «пересели» на «иностранцев». Пришлось автобазу закрывать. Она стала просто ненужной. Кстати, из 26-ти автобаз «Туриста» в Украине на сегодняшний день осталось всего 5 - в Киеве, Львове, Донецке, Харькове и Днепропетровске. Мы же держим для своих нужд 3 «ЛАЗа» в Новой Каховке и 1 «ЛАЗ» в «Черноморе». При необходимости привлекаем тех же «иностранцев». Никаких проблем.

- А что с тургостиницей «Лилея»? Ведь это был центр, штаб профсоюзного туризма Херсонщины.

- Она оказалась в таком же положении, как и автобаза «Турист». Было время, когда нам в Херсоне не хватало не только собственных «Лилеи» (320 мест) и гостиницы «Заря» (120 мест), но и плюс 120 мест в гостиницах «1 Мая» и «Киеве», которые мы арендовали. Только на весенние и зимние каникулы мы принимали по 80-90 групп школьников (это 2400-2700 человек) со всех уголков Союза. Сейчас самому не верится: к нам приезжали дети из Мурманска, Архангельска, Тюмени, Омска, Уфы, Новосибирска, Целинограда, а взрослые группы - с Камчатки и Сахалина. Нам приходилось арендовать общежития у консервного комбината, у завода полупроводников. Но время изменилось. Сегодня даже «Бригантина» и «Фрегат» - лучшие гостиницы города - часто бывают полупустыми. В конце концов, гостиница «Киев» превратилась в «ПриватБанк». Вот ответ на ваш вопрос. Сегодняшний день не похож на вчерашний. Потребность в наших услугах сократилась, как и масштабы нашей страны, в десятки раз. Это реалии нашей жизни.

Проделав «отсев», освободившись от «балласта», мы сосредоточили своё внимание и усилия на оставшихся хозяйствах и учреждениях. Они стали у нас как бы новой, изначальной отправной точкой для дальнейшего развития, расширения нашей деятельности.

- И что? Есть положительные результаты?

- Сейчас уверенно можно сказать: мы устояли, выдержали натиск трудностей, проблем переходного периода и нынче прочно стоим на ногах. Мы никому ничего не должны - ни своим работникам, ни местному бюджету. А что было бы, держись мы убыточных хозяйств?.. Давно бы разорились.

В 2003 году наша фирма предоставила услуг на 2,5 миллиона гривен, в текущем году - уже на 2,8 миллиона. Только налогов бюджету, Пенсионному фонду мы перечислили около 800 тысяч гривен. Если в прошлом году мы обслужили 15000 туристов, в текущем - уже 17000 человек. Увеличилось количество экскурсантов.

За счет реализованных объектов, пусть пока и незначительной прибыли, мы провели добротный ремонт и реконструкцию тургостиницы «Новая Каховка». 3-й и 4-й этажи полностью переоборудовали под номера-«люкс». Спрос на них большой. В турбазе «Черномор» мы реконструировали 13 спальных корпусов - получили 200 люксовских мест. Они пользуются повышенным спросом. Их отдача в повышении рентабельности, увеличении объемов услуг, прибыли весьма ощутима.

По возможности, мы перестраиваемся, улучшаем комфорт, движемся к пусть еще призрачному для нас европейскому уровню. Требования отдыхающих и туристов к нам растут с каждым годом.

- Чем занимаете, развлекаете туристов? Не всё же им жариться па солнце да нырять в морских и днепровских волнах.

- Ежедневно мы отправляем группы на экскурсию в Скадовск и на остров Джарылгач, в заповедник Аскания-Нова. Для желающих организовываем турпоездки в Одессу, Севастополь, Ялту. После ужина проводятся различные конкурсы, игры, спортивные соревнования. Для детишек каждой смены - спектакли Херсонского театра кукол. Вечером -рестораны, бары, дискотеки. Есть бильярдные, библиотеки.

Но главное, конечно же, Днепр, море, воздушные ванны. Ради этого туристы и сдут к нам. В общем, люди довольны, получают хороший отдых, заряд бодрости и возвращаются к себе домой с хорошим настроением и приятными воспоминаниями.

 

ВОЗМОЖНОСТИ - БОЛЬШИЕ

Нет сомнений, туризм - дело сложное, хлопотное. Прибывших из разных уголков Украины, Беларуси, России нужно встретить, принять, расселить, накормить, развлечь, просветить. А это - тысячи людей. Их требования к экскурсионно-туристическим хозяйствам и организациям растут, и к этому нужно быть готовыми. Когда хозяйство стоит прочно, надежно, в нем созданы нормальные бытовые условия, а коллектив работает профессионально, со знанием дела - тогда и дело спорится.

Туристический сезон текущего года показал неплохие результаты. Всё у большей части населения появляется желание и возможность посетить теплые, благодатные края. Херсонщина - их признанная составляющая. Во имя своего возрождения, роста, расцвета она должна расширять, обогащать экскурсионно-туристические услуги. Они неизбежно повлекут за собой предоставление нашим людям рабочие места, оживление торговли, реализацию собственной продукции, а следовательно - пополнение скудноватых кошельков граждан, казны местного бюджета, государства. Работы в этих вопросах - непочатый край. Возможности открываются большие, обнадеживающие. И воспользоваться ими нужно рачительно, по-хозяйски.

Декабрь 2004 года




 

Коршун Владимир Никитенко Сергей