Маэстро Бернштейн встречал смену власти в Херсоне новыми фотографиями
С тех пор, как в 1850 году литографы Давиньон и Фоконье открыли в Санкт-Петербурге первое фотоателье, столица быстро превратилась в город фотокоролей. По данным «Правительственного вестника», к 1897 году здесь насчитывалось 90 фотозаведений. К началу Гражданской войны их было уже двести.
Фотографическая лихорадка захлестнула и провинциальные города. Газета «Югъ» в 1908 году писала: «Основной особенностью Херсона прежде всего становится множество открывающихся новых фотозаведений. Только на Суворовской улице их уже три».
Но, пожалуй, особой славой пользовалось фотоателье Виктора Бернштейна, которое размещалось в двухэтажном здании (сегодня в нем находится ювелирный магазин).
Начиная с 1918 года, власть в городе менялась, как фигурки в калейдоскопе. Были немцы, австрийцы, греки. Затем появились красные, белые. Разбойничали банды атаманов Григорьева и Махно. Но предприимчивый Виктор Соломонович тонко чувствовал смену власти и обязательно встречал новых хозяев города их же фотографиями, которые выставлял в окнах своего ателье.
Больше всех любили фотографироваться григорьевцы. Их атаман позировал на все размеры фотографии. Ему нравилось, когда маэстро Бернштейн предлагал визитный формат, миньон, бижу, малый американский, променадный, будуарный, салонный… Фотограф произносил эти слова мелодично и с особым акцентом, присущим только ему.
Лишь однажды маэстро не успел развесить фотографии только что вошедших в город махновцев, и это чуть было не стоило ему жизни.
В 1920 году, видимо устав от такой неспокойной жизни, Бернштейн навсегда исчез из Херсона. Свое мастерство он передал ученику – Александру Альперту, ставшему впоследствии высококлассным фотожурналистом.